09.2012, ИН // Проект изменений в закон о связи, как ожидается, будет введен осенью. Сам законопроект содержит поправки, которые делают возможным, вернее обязательным, право абонента перейти к другому оператору с сохранением номера.

 

В настоящее время готовится принятие поправок в закон о связи, которые вводят понятие переносимости номеров. То есть можно сменить оператора, сохранив свой номер. В этом пока больше вопросов, чем ответов, потому что уникальность нашей страны не позволяет использовать не только европейский, но даже и африканский опыт. Уникальность в первую очередь - в расстояниях. Ведь возможность «переезда» планируется ввести в переделах всей страны.

Для абонентов это, несомненно, огромный плюс. Хотя громкие слова об «отмене мобильного рабства» остаются не более чем яркой фразой. Естественно ни о каком «рабстве» речь не идет, ведь сменить оператора просто выкинув sim-карту, как и поступает большинство, несложно. И даже долгосрочные контракты, которые у нас в России не особо популярны, не предполагают никакой «кабалы».

Но вот сменить оператора, сохранив номер - вообще заманчиво. У меня вот, к примеру, номер не менялся почти двенадцать лет, с момента подключения. Знакомые, правда, сильно удивляются, когда могут меня найти, даже если не звонили пару лет. Понимаю, что это, наверное, не модно, но от смены оператора меня удерживает в том числе и необходимость смены номера. Конечно, есть выход - оставить на старом номере автоответчик с указанием нового надолго, но платить «старому оператору» за номер, которым не пользуюсь - «жаба душит».

Так что сейчас смена оператора вопрос несколько болезненный. Даже несмотря на наличие услуг, как бы облегчающих переход, новый номер может обернуться потерей значительного количества контактов. Предлагаемый операторами автоинформатор на старом номере (сроком в полгода) и, иногда, SMS-уведомление вас о том, кто пытался позвонить, не выглядят достаточно убедительно, по крайней мере, на мой взгляд.

И вот законопроект о возможности сохранения номера при смене оператора должен быть принят в сентябре. Хотя сейчас министр связи заявляет о том, что закон надо вообще переписать, как не отвечающий современному рынку, но пока что и как будет переписано достоверно не известно.

 

История вопроса: за и против

Возможность сохранения номера при смене оператора (по международному обозначению MNP — Mobile Number Portability) звучала с момента активного развития сотовой связи в 2000-х годах и активно обсуждалась, когда был введен принцип «платит звонящий» летом 2006 года. Вроде бы было вот-вот... Но вопрос был забыт, скорее всего не без активного лоббирования со стороны операторов «большой тройки», которым эта идея явно не по нраву. Даже представить сложно, что бы творилось с номерной емкостью, например, в первые годы прихода в Воронеж Tele2, когда тарифы нового оператора были в разы ниже, чем у «Большой тройки».

К идее введения MNP неожиданно вернулись в этом году. Дмитрий Медведев (снова в должности премьера РФ) 10 апреля на заседании «Открытого правительства» поручил разработать принцип сохранения номера при смене оператора. В скобках замечу, что заседание транслировалось в прямом эфире. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ отреагировало более чем оперативно, уже в июне появилась первая версия проекта изменений в закон о связи, в которых вносился принцип переносимости номера.

Сотовые операторы тоже весьма живенько подсчитали расходы на внедрение этой услуги, оценив размер первоначальных инвестиций в 12 млрд рублей, а ежегодную сумму на поддержание системы в 30 млн. Сразу же вызвался быть держателем единой базы данных номеров транзитный оператор МТТ, даже ранее проводивший тест. Для МТТ стать интегратором было бы очень кстати, потому что оператор, чуть ли не главным видом деятельности которого является пропуск междугороднего трафика сотовых компаний, стремительно теряет доходы - «большая тройка» строит собственные магистральные каналы и переводит трафик к себе. Сейчас в качестве интегратора можно услышать о «Ростелекоме», но, скорее всего, операторы будут обходится «своими силами», хотя этот вопрос еще окончательно не решен. И сроки для его решения, мягко говоря, очень короткие - от пары месяцев.

Довольно активно за MNP выступает Федеральная антимонопольная служба, которая считает возможность смены оператора с сохранением номера средством усиления конкуренции и «оживления рынка». Именно ФАС и намекает на один из немаловажных аспектов этого вопроса - проведение гостендеров на услуги сотовой связи «превращаются в фарс, ведь чиновники не хотят каждый год менять номер». Интересный, кстати, момент, в котором очень уж видна аналогия со снижением роуминг-расценок (по инициативе Владимира Путина, тогда в должности премьера) - в том случае тоже, похоже, «торчат чиновничьи уши» ибо слабо верится, что наши родные «слуги народа» проводят отпуска «на родине», так что цены в международном роуминге вопрос для госслужащих болезненный.

Сроки введения новых законодательных норм пока не ясны, первоначально планировалось сделать это с 1 января 2014 года, но, как говорится в пояснительно записке Минкомсвязи - «было получено большое количество обращений от граждан о внедрении переносимости номеров с 1 января 2013 года».

Кстати, после утверждения поправок в закон о связи требуется довольно большое количество подзаконных актов, в том числе изменения в действующие, которые, наверняка, к сроку не успеют, так что сделать это 1 января 2013 года будет вряд ли возможно.

 

Как будет выглядеть перенос номера

В настоящее время планируется, что переход номера от одного оператора к другому должен происходить в течение трех дней. Это не значит, что на три дня абонент останется без связи, скорее всего, речь идет о технологических процессах. По процедуре, видимо, будет достаточно заявления от абонента о желании сохранить номер.

В законопроекте также прописан пункт о том, что переход возможен только в случае «отсутствия задолженности». Как это будет реализовываться на практике, пока не совсем понятно. Более того не понятно, что будет с деньгами на электронном счету у «покинутого» оператора. Ведь по условиям договора, вносимые деньги не всегда являются деньгами, иногда это «обязательства оператора по предоставлению услуг», не говоря уже о мобильных переводах. Выговаривать «под ноль» тоже, вроде, неудобно. Впрочем, наверняка вопрос прояснится после принятия поправок, ведь сейчас операторы заняли настолько выжидательную позицию, что о механизмах и деталях предпочитают не распространяться.

Еще один интересный вопрос – платность или бесплатность услуги. В «поручении» Дмитрия Медведева указывалось на то, что процедура должна быть бесплатной. Однако в августе этот момент был убран из проекта поправок. В ряде федеральных СМИ сейчас звучат суммы в 100-200 рублей, но это можно считать лишь слухами. В пояснительной записке Минкомсвязи говорится о необходимости установления верхнего предела оплаты за такую операцию, но суммы опять же не озвучиваются. Насколько я понимаю, сейчас идет активный торг с «большой тройкой». Об аргументах с обеих сторон лучше не думать.

На мой взгляд, небольшая сумма за переход была бы вполне логична. Она подчеркнет необходимость взвешенного подхода к смене оператора. Кроме того, услуга сохранения номера не является предметом «первой необходимости». Сравнивать ее, например, с возможностью вызвать экстренные службы по номеру 112 даже без sim-карты нельзя (бесплатный номер 112 действует в любой сотовой сети с «начала времен», любая сеть обязана его обработать, не важно, чей абонент пытается вызвать помощь).

Наиболее сложный вопрос – с тарификацией исходящих вызовов на перенесенные номера. В проекте закона прописано уведомлять абонента «звуковым сообщением». А учитывая что номер пока планируется сохранять не только в пределах своего региона, но и всей России, звуковых уведомлений должно быть как минимум несколько. Ведь местный вызов на номер другого оператора стоит иногда в 10 раз дешевле, чем межгород. Про исходящие с проводных телефонов лучше и не задумываться пока, ведь несмотря на «не географичность» мобильным номеров (то есть как бы не привязанность к регионам), звонки на мобильные других регионов отличаются по цене от местных. В общем, весело будет однозначно.

 

Кому это нужно

«Молодежь», которая меняет номера-операторов по несколько раз в год, составляет до 10-15% абонентской базы, но для них сохранение номера не важно. Абоненты, привыкшие пользоваться более чем одной sim-картой (как правило, разных операторов) тоже особо не ждут MNP.

Другое дело люди, которых действительно не устраивает существующий оператор, не устраивает давно, но от перехода держит «прибитый» номер, который знает слишком много народа. Для некоторой части абонентов скакание туда-сюда не приемлемо. Причем, это в первую очередь бизнесмены и люди привыкшие к стабильности. Это так называемая «инертная база», которая не часто принимает решения, но, как правило, является высокодоходной.

Директор направления консультационных услуг PwC Дмитрий Морозов, заявил газете «Коммерсантъ», что сохранением номера при смене оператора могут воспользоваться «наиболее высокодоходные абоненты, приносящие операторам до 30% выручки и до сих пор не менявшие компанию из-за того, что им важно было сохранить свой номер телефона».

Разные источники «общественного мнения» тоже называют разные цифры. Известное консалтинговое агентство «Ромир», как сообщает lenta.ru, озвучило результаты опроса с цифрами в 2% желающих воспользоваться переносом номера. Однако аналитики рынка называют цифры совсем другого порядка – до 15%. Истина, конечно, где-то рядом. То есть примерно посередине. Например, в Великобритании с 1999 года, когда был введен MNP, за 10 лет услугой воспользовались 30% абонентов.

В пояснениях к законопроекту Минкомсвязи говорится о введении переносимости номера как о ликвидации «последних препятствий» на пути свободы сотовой связи. Поживем, увидим.

 

Последствия

По оценке Минкомсвязи, после введения MNP возможен рост тарифов, потому что операторы должны будут компенсировать дополнительные расходы, которые сами же оценили в более чем значительные суммы. Государство не планирует бюджетных трат. Однако, по прошествии года после введения переносимости номеров тарифы снизятся до «сложившегося в настоящее время уровня», ожидает министерство. Это наиболее интересный момент, ведь сейчас, по словам тех же представителей операторов голосовая связь находится на уровне чуть ли не ниже рентабельности, финансовая прибыль получается только за счет дополнительных услуг. И не за горами начало активного строительства сетей четвертого поколения (4G, LTE), минимальный объем инвестиций в которое определен законодательно. Так что прогнозы строить очень сложно.

Тем не менее, страшилки, которыми нас пугают сотовые компании, по поводу вынужденного повышения тарифов, чтобы компенсировать затраты на введение «никому не нужной услуги», вряд ли окажутся правдой. В условиях жесткой конкуренции, особенно когда абоненту будет проще сменить оператора, скорее всего, никаких радикальных подорожаний не будет. Мелкие подорожания на «не главных направлениях», например, архивных тарифов, интернет-трафика и подобного, начались примерно с осени 2011 года и продолжаются до сих пор. Поэтому легкое «закручивание гаек» и так впишется в общую картину рынка.

Кстати, довольно активно за внедрение принципа переносимости номера выступает Tele2 и «Ростелеком». Последний, по слухам, готовится стать еще одним федеральным оператором мобильной связи. Так что мысли о том, что этот законопроект «шаг навстречу» «Ростелекому» могут иметь место.

Введение принципа MNP несомненный плюс - абонентам, станет легче сменить оператора. Главное, что не пришлось платить за возможность переноса номера тем, кто пользоваться услугой не собирается.

 

 

****

Услуга переносимости мобильных номеров в настоящее время введена в 70 странам мира. Впервые – в Великобритании и Нидерландах с 1999 года. В настоящее время является обязательной для стран Евросоюза. Во многих странах (США, Канада, Франция, Пакистан) услуга сохранения номера при переходе к другому оператору является бесплатной, а в ряде государств переход от одного оператора к другому, напротив, платный. Так, в Германии эта услуга стоит около 900 руб., в США и Южной Корее - около 30 руб., в Индии - 10, а в Таиланде - 100. В ближайшем к России государстве с MNP - Белоруссии - переход стоит около 300 рублей.

Из стран с населением свыше 100 млн, MNP не действует в Индонезии, Бангладеш и России.

 

 

Сентябрь 2012, "Империя недвижимости", http://www.invoronezh.ru

Joomla templates by a4joomla