В 2011 году основным путями мошеннической «добычи» денег являются: для вирусов-троянов для мобильных телефонов - короткие премиум-номера, для вирусов-вымогателей для компьютера – 12-значные номера, оформленные на частных лиц, и системы электронных денег. Борьба ведется не всегда успешно.

 

Два года назад (с 2010-го) началась активная волна распространения вредоносных программ и методов обмана, целью которых являются средства на счету мобильного телефона. Условно программы-вирусы можно разделить на две категории: компьютерные вирусы (в т.ч. win-блокировщики) и телефонные.

В 2011 году мошенники активно используют и средства прямого обмана - попытки убедить отправить SMS на короткий премиум-номер или позвонить на платный номер как с помощью завлекательных предложений как получаемых в виде SMS (вы выиграли, ваша карта заблокирована и т.п.), так и на интернет-сайтах (подменные «одноклассники», «родословные» и т.п.).

Естественно, что единственным правильным средством борьбы с мошенниками остается блокировка денежных средств. Ведь, если главная цель - деньги - не будет достигнута, то и смысла их «работать» нет.

В прошлом году мобильные операторы наладили эффективную методику борьбы с мошенничеством с использованием коротких номеров. Но появилась новая схема, в которой перечислить деньги требуется уже на «длинные» 12-значные номера, зарегистрированные на частных лиц или на электронные кошельки(Яндекс.Деньги, WebMoney).

Новый способ вымогательства денег с использованием мобильных номеров, в настоящее время не только практически гарантирует отсутствие возможности получить код разблокировки, но и усложняет наказание мошенников. К счастью, пока требование перечисления денег на счет мобильного телефона мошенников в общей массе составляет незначительную часть.

 

Операторы выстроили систему реагирования

«Билайн» сообщил об усовершенствовании системы реагирования на жалобы абонентов, столкнувшихся с попытками мошенничества. И хотя сама схема реагирования подробно не раскрывается, но теперь специалисты контактного центра 0611 внимательно записывают жалобу, скорее всего, отправляя ее в специальный отдел.

МТС ввел понятие «неосмотрительная оплата» - последовательность действий абонента, совершенных под влиянием обмана и/или введением в заблуждение, результатом которых является увеличение остатка на лицевом счете третьего лица на сумму денежных средств, воспользовавшегося неосмотрительностью абонента. В случае «неосмотрительной оплаты» абонент вполне может вернуть деньги, а мошеннический счет будет заблокирован. Срок для заявления - не более 14 дней, но, как все понимают, за это время мошенники вполне могут успеть вывести деньги со счета.

«МегаФон» заявил, что они с прошлого года самостоятельно определяют всех пострадавших абонентов (в том числе и тех, кто не обращался по фактам мошенничества) и возвращают им средства на лицевой счет. «Если ранее проверки и возврат средств осуществлялись только по обращениям клиентов, то с начала 2011 года произошел переход на новую систему возврата денег клиентам, пострадавшим от злоумышленников, использующих короткие номера», - рассказала руководитель отдела по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО «МегаФон» Ольга Игошкина.

 

С короткими номера удается бороться

Еще с прошлого года мобильные операторы смогли выстроить эффективную схему противодействия мошенничеству на 4-значных номерах. Дело в том, что короткие номера принадлежат крупным контент-провайдерам, которые их сдают через вторые-третьи руки. Вот именно во «вторых-третьих» и происходит внедрение мошенников. Ведь для того, чтобы стать «партнером» не требуется паспорт, достаточно предъявить легитимный сайт, где используется короткий номер в абсолютно легальном сервисе. И еще нужен счет в системе электронных денег, например WebMoney.

Выплаты для арендаторов по коротким номерам происходят не мгновенно. Например, агрегатор smsrent.ru делает их еженедельными. Это, конечно, не очень хорошо для мошенников, потому что надо чтобы хотя бы неделю поступившие жалобы не были обработаны операторами. Ибо в противном случае агрегатор нарвется на большой штраф, а арендатор-мошенник своих денег не получит.

В случае если абонент столкнулся с мошенническими действиями с использованием коротких номеров, то вероятность возврата средств и неполучения их мошенниками очень велика. При условии, конечно, своевременного обращения к вашему оператору и изложения максимально полной картины происшедшего.

На сегодняшний день можно считать, что при использовании коротких sms-номеров в мошеннических схемах абоненты могут быть почти на 100% быть уверены в возврате средств. Естественно, в случае обращения в контактный центр своего оператора. Другое дело, что при использовании вирусов незаметно для пользователя отправляющих SMS на короткие номера, сам факт отправки не всегда можно зафиксировать.

По сообщению «Билайна», в 2011 году возвраты абонентам по установленным фактам мошенничества составили порядка 2 млн рублей. Похоже, что аналогичными суммами могут похвастаться и другие операторы. Сумма возвращенных денег, таким образом может составить оценочно 8-16 млн руб. в течение 2011 года по всем операторам.

Сумма штрафов в 2011 году с контект-провайдеров, взысканных по фактам зафиксированного мошенничества (отмечу, мошенничества со стороны арендаторов коротких номеров, а не самих контент-провайдеров, естественно), пока не раскрывается. За 2010 год - 100 млн руб. только МТС.

Естественно, в случает требования перевода средств на мобильные номера мошенников, ни о каких штрафах речь не может идти, а о суммах ущерба или возврата ни одни из операторов не сообщил.

Кстати, за первое полугодие 2011 года только через сайт специалисты «МегаФона» приняли от абонентов порядка 4 тыс. сообщений о попытках мобильного мошенничества со стороны злоумышленников.

Блокировщики Windows преуспевают

По сообщению компании «Доктор Веб», в 2011 году значительно увеличилось количество разновидностей программ-вымогателей семейства Trojan.Winlock и Trojan.MBRLock. А все новые программы еще с 2010 года не используют sms-сообщения на короткие номера - только на счет мобильного телефона мошенников, реже на электронный кошелек.

«Перехват» денежных средств, отправленных на счета мобильных телефонов, зарегистрированных на частных лиц, сегодня сильно затруднен. По сообщениям представителей операторов, максимум, что они могут - ввести «наблюдение» за номером, на который поступают жалобы. Представителей «большой тройки» не сообщили о заметных успехах по возврату перечисленных средств.

«Если к нам поступает жалоба, мы проводим проверку: действительно ли совершены мошеннические действия, и если да – то мы блокируем номер мошенников. Если жалоба поступает после того, как сумма уже была отправлена – мы блокируем номер мошенников, после чего возвращаем абоненту деньги», - рассказала Ольга Игошкина из «МегаФона».

Однако, представитель другого оператора, пожелавший остаться не названным, заявил, что на успех подобных операций пострадавшим «сильно рассчитывать не приходится»: «Не могу представить на чем может основываться возврат денег, перечисленных частному лицу без участия правоохранительных органов. Разве только на заявлении об ошибочном платеже».

То есть, если абонент перечислил деньги на мобильный номер мошенников, то единственным способом сейчас является заявление об ошибочности платеже. И гарантии, что мошенники не успеют вывести средства со счета нет никакой. Однако, хочется верить, что операторы действительно предпримут хотя бы минимальные действия, чтобы «понаблюдать» за номером, на который поступают жалобы.

Но в целом, в успешную борьбу верится слабо. Пока увы фактов мошенничества такого рода, видимо, крайне мало (может только несколько тысяч в месяц) и механизмов противодействия не выработано. Если мошенники заметно активизируются, как произошло с короткими номерами, то появится и эффективный механизм противодействия.

А пока единственный способ «отобрать» у мошенников полученные таким образом деньги является обращение в полицию... Насколько вам будут там «рады» и как легко оставить заявление в полиции на тему околомобильного мошенничества, думаю - все понятно.

 

Выводы

Необходимо принять закон о противодействии мошенничеству в сетях сотовой связи. По оценке «МегаФона», жертвами мошенников становится каждый пятый россиянин. Ежемесячно 40–50 тыс. абонентов только в компании «МегаФон» по всей России отправляют SMS на мошеннические сервисы.

Можно сделать вывод, что годовой оборот мошенников может составлять десятки миллионов рублей. На этом фоне  миллионы рублей возвратов абонентам выглядят не очень впечатляюще (получается, порядка 10-50%), но то, что операторы тратят значительные ресурсы на борьбу с мошенниками не может не радовать. «МегаФон», к примеру, не раз заявлял о больших объемах проведенных мероприятий, представители компании вошли в состав Рабочей группы по SMS-безопасности Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ.

По противодействию мошенническим действиям у других операторов тоже активно работают специальные службы, правда об итогах сложно судить - подробные цифры не раскрываются.

В итоге, на сегодняшний день надо признать, что объем мошеннического рынка довольно значителен и операторы вынуждены реагировать, привлекая все больше и больше ресурсов. Говорить о победе по-прежнему не приходится, однако налажено противодействие по схемам с использованием коротких номеров. При платежах мошенникам с использованием номеров мобильных телефонов или систем электронных денег, ситуация намного хуже.

 

Использованы материалы drweb.com, securelist.com, а также предоставленные «Билайн», МТС и «МегаФон».

 

 


 

Данные за 2010 год

За 2010 год специалистами по борьбе с мошенничеством компании «МегаФон» отработано порядка 55 тыс. жалоб клиетов на факты и подозрение в мошенничестве. Из них около 7 тыс. – жалобы на действия дилеров, столько же на услуги контент-провайдеров, 40 тыс. – на действия со стороны физических лиц («выигрыши», «звонки из банка» и т.п.).

МТС за второе полугодие 2010 года обработано порядка 1,5 тыс. обращений абонентов (70% - e-mail, 30% - sms), выявлено и заблокировано более 450 мошеннических префиксов на коротких номерах. По требованию МТС заблокировано 189 интернет-сайтов. По результатам анализа жалоб абонентов в 2010 году штрафные санкции к контент-провайдерам составили порядка 100 миллионов рублей.

Joomla templates by a4joomla